Эллюль Жак
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Э >

ссылка на XPOHOC

Эллюль Жак

1912-1994

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Жак Эллюль

Эллюль (Ellul), Жак (1912-1994)— французский философ й социолог, профессор университета в Бордо. Основные интересы Эллюля — в сфере философии техники и философии культуры.

+ + +

Эллюль (Ellul) Жак (1912-1994) - французский философ и социолог, профессор университета в Бордо. Основные сочинения: "Введение в предмет церковных реформ" (1943), "История организаций" (тт. 1-2, 1955- 1956), "Техника" (1962), "Пропаганда" (1965), "Политическая иллюзия" (1965), "Аутопсия революции" (1969), "Этика свободы" (тт. 1-2, 1974), "Апокалипсис" (1975), "Техническая система" (1977), "Марксистско-христианская идеология" (1979), "Изменения революции: неизбранный пролетариат" (1982), "Технологический блеф" (1988) и др.

Основные интересы Эллюля - в сфере философии техники и философии культуры. Трактует технику не только как совокупность машин и механизмов, но и как определенный тип рациональности, свойственный техногенной цивилизации. В условиях этой цивилизации техника, созданная как средство подчинения природной среды человеком, сама становится сплошной средой, делающей природу совершенно бесполезной, покорной, вторичной, малозначительной. В результате происходит фетишизация и демонизация техники, которая превращается в некий абсолют - Технику, Машину, порабощающих человека. В результате все компоненты человеческого бытия, включая мысли и чувственность, заполняются механическими процессами.

Даже чистый свет искусства пробивается к нам сквозь толщу технических объектов, а его произведения, созданные художником, уподобляющимся роботу, по Эллюлю, становятся отражением технической реальности. Иногда искусство выступает как утешение, компенсация невыносимых сторон технической культуры, в других случаях оно слепо вторит той же технике, но всегда оно оказывается придатком к последней и во всех своих школах, во всех своих выражениях выполняет конформизирующую роль. Даже современная политика и власть, по Эллюлю, не в силах справиться с техникой и оказываются ею полностью детерминированными. Таким образом, техника превращается в фактор порабощения человека и в производстве, и в культуре, в политике, и в быту. Отсюда, согласно Эллюлю, главная задача - не отвергая техники как таковой, осуществить радикальное отвержение идеологии техники. Это и будет, по Эллюлю, подлинная, реалистическая революция, которая используя автоматизацию и информатизацию, позволит осуществить всестороннее развертывание способностей и диверсификацию знаний, создаст благоприятные возможности для расцвета национальных дарований, для новой культуры, открывающей просторы творчества. Эта единственная революция, заключающаяся в захвате не власти, а позитивных потенций техники и культуры, и полной их переориентации в целях освобождения человека от всех форм порабощения, в том числе и технического, должна привести к новому качеству жизни для всех без исключения и уравнения членов общества. Это будет подлинная мутация человека - мутация психологическая, идеологическая, нравственная, сопровождающаяся преобразованием всех целей жизни. И она должна произойти в каждом человеке. Все остальные революции, направленные против эксплуатации, неравенства, империализма, колониализма, по мнению Эллюля, в современных условиях утратили реальное содержание и социальный смысл.

В качестве члена Национального совета протестантской церкви Франции Эллюль провозглашает в качестве ведущей идеи мысль о достоинстве и ценности человеческой личности. На основе возрождения подлинной духовности, полагает он, можно широко распахнуть двери для инициативы каждого, предоставить личностям и социальным группам право и возможность самопроизвольно выбирать род своей деятельности и тем самым сделать личную свободу действительной и действенной, превратив ее в высшую ценность.

Е.М. Бабосов

Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.

Эллюль (Ellul) Жак (р. 6.1.1912, Бордо), французский философ, социолог и юрист. Участник Движения Сопротивления. По своим теоретическим и политическим убеждениям Эллюль — клерикал-реформатор, тесно связан с экуменическим советом церквей.

Известность на Западе, особенно в США, Эллюль приобрёл с середины 60-х годов после перевода на английский язык ряда его книг. Согласно Эллюлю, социальный прогресс в новое время представляет собой неумолимое порабощение человека технологией и поглощение личности массовым потребительским, всё более регламентированным обществом; ради материальных благ, приносимых наукой и техникой, люди приносят в жертву индивидуальную свободу и духовные ценности. При этом развитие техники, по Эллюлю, сопровождается вытеснением гуманистических целей техническими средствами достижения эфемерного господства над окружающей природой и природой самого человека. В конечном счёте технические средства в возрастающей мере становятся самоцелью безличного «технологического общества», в котором люди низводятся до роли придатка к машине. С этих же позиций Эллюль рассматривает и пропаганду как средство произвольной манипуляции сознанием и поведением людей, а идеологию сводит просто к интеллектуальной технологии, в которой идейное содержание вытесняется техническими средствами массовой коммуникации. Отождествляя социальный детерминизм с технологическим императивом, Эллюль третирует революционные движения как историческую аномалию, как негативную реакцию масс на социально-экономический и научно-технический прогресс. По его мнению, революция, воплощающая в себе стихийный бунт масс, в конечом счёте приводит якобы лишь к результатам, прямо противоположным ожидаемым, ущемляет демократию и прокладывает путь деспотическим, тоталитарным режимам. Историческая необходимость и человеческая свобода, согласно Эллюлю, несовместимы друг с другом, так что единственной альтернативой порабощения людей «технологическим обществом» и их «тотального отчуждения» является борьба за индивидуальную, трансцендентную свободу воли, совпадающая с религиозным обновлением человечества. С этих анархических, индивидуалистических позиций Эллюль подвергает резкой критике как современнуую капиталистическую действительность, так и марксизм и реальный социализм. Радикальное по форме, но консервативное по содержанию обличение Эллюлем «технологической цивилизации», «потребительского общества» и «массовой культуры» оказало значительное влияние на многих мелкобуржуазных идеологов движения «новых левых» в 60—70-х годах (особенно на Т. Роззака, Н. Гудмена, Г. Маркузе, Э. Фромма и др.), а также на представителей «новой философии» во Франции.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический справочник).

Сочинения:

Introduction ä la discipline des eglises reformees, P., 1943:

Le' fondement theOlogique du droit, P., 1946;

La technique ou l'enjeu du siede, P., 1954;

Histoire des institutions, t. 1—2, P., 1955—56;

Propagandes. P., 1962;

L'illusion politiquc, P., 1965;

Politique de Dieu, politiques de l'homme. P., 1966;

Autopsie de la revolution, P., 1969;

De la revolution aux revoltes, P., 1972;

L'ethique de la liberte, v. 1—2, P., 1974;

L'apocalypse, P., 1975;

Le Systeme technicien, P., 1977;

L'illusion politique. P., 1977;

L'empire du non-sens: I'art et la societi technicienne, P., 1980.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС